Направления исследований лаборатории

Основное направление работы лаборатории: изучение роли системы «зеркальных нейронов» в становлении когнитивных функций, восприятии и генерации речи, создание теории, раскрывающей участие системы «зеркальных нейронов» в становлении когнитивных функций и способности к адекватной коммуникации в процессе онтогенетического развития человека.

В настоящее время лаборатория реализует проект, направленный на изучение изучение роли системы «зеркальных нейронов» в становлении когнитивных функций, восприятии и генерации речи, создание теории, раскрывающей участие системы «зеркальных нейронов» в становлении когнитивных функций и способности к адекватной коммуникации в процессе онтогенетического развития человека.

Обоснование проекта. Известно, что в мозгу человека существует т.н. система «зеркальных нейронов», играющая важную роль в процессах обучения через подражание и в формировании социальной коммуникации. Однако исследования, доказывающие роль этой системы в индивидуальном развитии когнитивной сферы крайне немногочисленны. Планируется анализ роли «зеркальных нейронов» в нейрофизиологических механизмах когнитивного, речевого и эмоционального развития взрослых и детей, воспитывающихся в семьях, а также в детских домах и интернатах. Будет выявлена взаимосвязь между электрической активностью системы «зеркальных нейронов», уровнем развития когнитивных функций и состоянием эмоциональной сферы у детей разного возраста (от 6 месяцев) и взрослых волонтеров. Будут определены характеристики электроэнцефалограммы (ЭЭГ) и связанных с событием потенциалов (ССП), отражающие степень развития речевой деятельности ребенка. Будут оценены различия в развитии нейро- и психофизиологических функций у детей, воспитывающихся в семьях, а также у сирот, разработаны новые методы диагностики и коррекции когнитивного развития, опирающиеся на данные об электрофизиологических коррелятах активности «зеркальных нейронов».

Основные задания проекта:

1) выявить взаимосвязь между электрической активностью системы «зеркальных нейронов», уровнем развития когнитивных функций и состоянием эмоциональной сферы у детей разного возраста (от 6 месяцев), а также у взрослых волонтеров;

2) определить ЭЭГ-корреляты развития экспрессивной и рецептивной сторон речевой деятельности ребенка. Описать нейрофизиологические механизмы речевой деятельности с учетом представлений о роли «зеркальных нейронов»;

3) выявить характер взаимосвязей активности системы «зеркальных нейронов» с амплитудно-временными параметрами ССП, зарегистрированных в парадигме Go/No-Go у детей;

4) оценить различия в развитии нейро- и психофизиологических функций и их электрофизиологических коррелятов у детей, воспитывающихся в семьях, а также в детских домах и интернатах;

5) выявить эффективность сеансов на основе метода обратной связи по характеристикам ЭЭГ (ЭЭГ-ОС), направленных на усиление ЭЭГ-ритмов, связанных с наилучшей реализацией когнитивных функций и благоприятным эмоциональным состоянием. В модельных опытах на бодрствующих кошках изучить взаимосвязи характеристик ЭЭГ разных регионов неокортекса и импульсной активности нейронов ствола мозга.